Если в обществе кошек и собак больше, чем детей - оно больно.
В раздел "Усыновление"

Усыновление в истории

Просмотров: 7299   |   Комментариев: 0
Усыновление в истории имело большое значение в жизни людей и применялось гораздо чаще, чем в современном обществе. В различных странах усыновление мотивировалось и осуществлялось по разному, в соответствии с национальным колоритом. Ниже приведены некоторые разновидности усыновлений у разных народов в различные периоды истории.

Усыновление по-индейски

На "диком Западе" в древние времена прожить одному было практически невозможно. Населявшие Северную Америку индейцы жили кланами, которые, в свою очередь, объединялись в племена. Зачастую в истории, вследствие эпидемий, военных потерь и т.п. численность клана уменьшалась настолько, что становилась реальной перспектива его вымирания и в этом случае численость клана искусственно увеличивалась путем коллективного усыновления. Нередко кланы помогали в этом друг другу. До нас дошли истории о том, что индейцы племени Сенека, например, при угрозе вымирания усыновляли соплеменников из другого клана. В этом племени, если военнопленным мужчинам сохранялась жизнь, то их усыновляли. Женщины и дети побежденного племени адоптировались (удочерялись, усыновлялись) в любом случае.
Для индивидуального усыновления требовалось согласие всего племени. Ритуал принятия в семью обычно сопровождался символическими церемониями для примирения богов-покровителей рода с инородцами и усыновившими их сородичами. У ирокезов новое имя усыновленного торжественно оглашалось в присутствии всего собравшегося племени. Под распевание религиозных гимнов его несколько раз проводили взад и вперед через дом совещаний.

Усыновление по-китайски

Не только сохранение численности рода было в истории причиной усыновления. Ею могла стать простая материальная потребность бездетной семьи в работнике, либо причина религиозного характера.
В Китае большое значение имел обряд погребения и могильные жертвоприношения, которые должен был осуществлять сын почившего. И вот, чтобы чувствовать себя в загробном мире комфортно, бесплодные пары обзаводились усыновленными детьми. Усыновлять можно было даже ребенка, у которого были живы свои родители, с тем, чтобы он брал на себя заботу о двух семьях сразу. В качестве такого воспитанника обычно оказывался муж дочери.

Усыновление по-шумерски

Иногда усыновление применялось для маскировки. В древней истории Месопотамии у шумеров практиковалась продажа в рабство собственных детей, что в общем-то не поощрялось. Для отвода глаз чужого ребенка усыновляли, что закреплялось особым документом, а усыновитель платил отцу усыновляемого определенную сумму в качестве платы за усыновление.
Действовало у шумеров и усыновление для передачи ремесленных навыков. Ребенок брался в семью бездетного мастера и обучался его ремеслу. Приемыш мог вернуться в родную семью только при условии недостаточно квалифицированного обучения профессии его приемным отцом.
Усыновляли шумеры детей и бескорыстно, причем существовала целая система законов, связанных с этим событием. У родной семьи ребенка, отданного в усыновление, была возможность вернуть его назад. Возможность вернуть его назад была и у усыновителя в случае появления у него собственных детей, но в этом случае он должен был выплатить приемышу третью часть полагавшейся ему как признанному сыну доли.
Усыновленные дети имели гораздо меньше прав, чем усыновители. Они не могли выбирать с кем из родителей — приемными или родными им жить. Если приемный ребенок сбегал от усыновителей, или клеветал на них его жестоко наказывали — могли даже отрезать язык или выколоть глаз.

Усыновление по-гречески

В истории древней Греции усыновления вызывались в основном религиозными причинами. Греки боялись оставить после своей смерти пустое жилище. Им был нужен кто-то, кто приносил бы их манам (маны - это добрые покровители семьи, в которых воплощались души умерших) погребальные жертвы и оказывал им почитание. Поэтому, если приходилось готовиться к смерти бездетному, он в экстренном порядке старался обзавестись приемным сыном.
Если после усыновления у приемных родителей рождался свой ребенок, усыновление не теряло силу, а наследство делилось поровну между всеми детьми. Для усыновления совершеннолетнего никакого особого разрешения не требовалось, малолетний же мог быть взят в приемную семью только с согласия родителей.
Процедура усыновления была такова - приемная семья собирала всю свою родню и после ритуального жертвоприношения представляла им усыновляемого. Затем проводилось голосование, и если большинство голосовало "за", усыновленный вносился под новым именем в список родового союза (фратрии). Впрочем, голосование не являлось обязательным компонентом процедуры.
Можно было усыновить даже еще не родившегося малыша. Бывало, что отец, у которого рождались одни дочери, усыновлял сына, который рождался у одной из них.
Известны истории посмертного усыновления. Если человек умирал бездетным, его ближайший родственник должен был назначить ему своего сына в качестве приемного.
Приемный ребенок наследовал все имущество и права усыновителя. В его обязанности входило воздавать усыновителю погребальные почести и почитать его манов. Если усыновленному хотелось вернуться в родную семью, он мог осуществить это, лишь оставив в приемной семье вместо себя своего сына.

Усыновление по-индийски

В Индии считалось, что при отсутствии наследника мужского пола при погребении человек обречен на вечные скитания в загробном мире. И вот, чтобы по ту сторону добра и зла отдохнуть после праведной жизни, бесплодные индийцы и брали приемыша.
Обряд усыновления обставлялся очень пышно. Выбирался особый («счастливый») день, приносились жертвы планетам и богам, произносились клятвы огнем и водой, пился шафрановый отвар.

Усыновление по-кавказски

История усыновления у кавказских горцев - отдельная тема.

Грузины-пшавы нередко прибегали к коллективным усыновлениям, вследствие чего представляют сейчас собой смесь самых различных племен.
У пшавов мужчина из бездетной пары мог временно взять в дом любовницу (если жена была не против), а прижитый от нее ребенок считался родным ребенком супругов.
Усыновляемый у пшавов должен был обязательно зарезать быка и барана (древняя традиция - жертвоприношение богам) и угощать вином жителей селения.

Ингуши. У них есть очень экзотический вид усыновления - усыновление убийцы семьей убитого. Сначала семьи мирились, затем убийца касался груди матери убитого и после этого становился ее сыном взамен родного.
У осетин тоже есть подобная разновидность усыновления, но там усыновленный не имеет права наследования имущества приемных родителей.

У кабардин существовал способ через усыновление стать членом другого рода. Горцы отдавали своих детей на воспитание в чужие семьи (т.н. "аталычество", тюрк. аталык - отцовство, ата - отец). После достижения совершеннолетия воспитанник возвращался домой. Между аталыком и родителями усыновленного возникало искусственное родство. Такой вид усыновления объяснялся желанием иметь влиятельных родственников в других аулах, а также считалось, что вне родного крова ребенок получит более суровое воспитание, закалится и впоследствии станет лучшим воином.
Воспитанник часто привязывался к своим приемным родителям настолько, что в случае возникновения кровной мести между настоящими родителями и аталыком, он становился на сторону последнего и мстил за него своим кровным родственникам.

Усыновление по-европейски

В целом, средневековая Европа не приветствовала практику усыновления. В ее истории строго и неукоснительно блюлась чистота родословной. Если правящая власть не имела наследника, то попросту заменялась другой. Английское "Общее право" запрещало усыновление из-за противоречия общепринятым правилам наследования.
Во французском "Наполеоновском Кодексе" определялось, что усыновителю должно быть более 50 лет (как и в Германии) и чтобы он был бесплоден, что значительно сужало круг потенциальных усыновителей.
И, все-таки, сильно желающие обзавестись наследником, могли сделать "ход конем" - заключить специальный контракт, согласно которому ребенок брался на воспитание, якобы для ухода за воспитателем в старости.
В некоторых странах разрешено было усыновлять не более одного ребенка.
Процедура усыновления, если оно все-таки свершалось, в истории средневековой Европы была такова - ребенка сначала клали под рубашку каждого из приемных родителей, а затем подводили под плащ (называли таких детей «mantelkinder»).

Усыновление по-русски

В истории Древней Руси усыновление существовало еще во времена язычества.
С тех пор известен обряд имитации рождения. На мнимую роженицу надевали рубашку, она ложилась в постель, охала, стонала, изображая родовые муки, затем рубашка пачкалась кровью, и ребенок считался родившимся. В имитации мог принимать участие и мужчина. Обряд, имитирующий зачатие, применялся, например, когда он усыновлял ребенка вдовы брата при женитьбе на ней.
Изначально, целью таких церемоний было обмануть своих родовых богов, убедить их в том, что ребенок – «кровный».
Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление взяла под свой контроль церковная власть. Усыновление освящалось церковным обрядом, называемым «сынотвореньем». Усыновление подлежало обязательному утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. История законодательного обеспечения усыновления началась лишь в 1803 г. с появлением Указа, позволяющего бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Затем указы посыпались один за другим и все они требовали безусловного соблюдения принципа сословности, т.е. дворянин не мог усыновить купеческого ребенка, купец - ребенка, произведенного нижним воинским чином и т.д. В середине 20 века появляется возможность усыновлять и детей, имеющих родителей (при наличии их согласия), а не только сирот.
Существовали и запреты на усыновление. Нельзя было усыновлять христиан нехристианами и наоборот, усыновитель должен был быть старше 30 лет и старше принимаемого в семью не менее, чем на 18 лет. В роли усыновителя не могла выступать женщина (из-за своей экономической несвободы).
Закон «О детях усыновленных и узаконенных» (1891 г.) сделал усыновление более либеральным. Этот закон разрешал усыновлять и незаконнорожденных детей, причем безотносительно к их вероисповеданию и сословной принадлежности. Но усыновлять было разрешено лишь бездетным, за исключением мещан и сельских обывателей.
В результате усыновления возникали отношения, близкие к кровному родству со всеми правовыми и имущественными привилегиями для приемного ребенка как для родного. По "моральной ценности" усыновление делилось на несколько категорий. Самым ценным считалось усыновление "по обещанию", когда приемный родитель делал все, чтобы приемышу было у него хорошо. Близкое к первой категории было усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. "Усыновление за награду" считалось наименее ценным.

В заключение хочется сказать, что несмотря на приведенные в статье меркантильные, религиозные и прочие причины усыновления, во все исторические эпохи и среди всех народов всегда находились люди, усыновлявшие ребенка совершенно бескорыстно, из искренней любви и простого желания сделать приемного ребенка счастливым.

Н.В.  (25.11.2010)
.
Дать комментарий к статье:

Автор, контакты:

 

Электропочта